Конструкции верхнего строения пути, земляного полотна, мостов, пересечений должны соответствовать установленным типам и проектам, а чередование и сроки выполнения периодических ремонтов – нормативам. Но всего этого недостаточно. Система ведения путевого хозяйства предусматривает еще один важнейший элемент – текущее содержание верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений, переездов и других технических средств.
Текущее содержание железнодорожного пути — один из наиболее важных видов путевых работ, осуществляемых непрерывно в течение всего года с целью предупреждения поломок железнодорожного пути, выявления и устранения неисправностей и вызвавших их причин, а также обеспечения постоянной исправности всех элементов пути. Главная задача текущего содержания пути — создание условий для обеспечения бесперебойного движения поездов с установленными скоростями и длительных сроков службы всех элементов пути.
Компания ООО«РемСтройПуть-С» предлагает услуги не только по строительству новых железных дорог, но и по их текущему обслуживанию. За многие годы работ мы получили большой опыт строительства, ремонта и содержания железнодорожных путей. Специалисты компании ООО«РемСтройПуть-С» выполнят все необходимые работы по текущему обслуживанию железнодорожных путей. В случае обнаружения неисправностей пути, мы устраним их незамедлительно и без перерыва в движении поездов.
Содержание железных дорог представляет собой постоянное проведение организационно-технических мер, которые способны обеспечить исправность железнодорожного пути в целом и в отдельности каждого элемента системы. В текущее содержание железных дорог входят:
Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути. Оно включает в себя изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению. Выполнение вышеперечисленных мероприятий обеспечивает путевая бригада во главе с дорожным мастером, обслуживающая данный участок.
Обеспечение максимальных сроков службы всех частей и элементов железнодорожного пути и сопутствующих сооружений является главной задачей текущего содержания пути. При качественном ведении текущего содержания пути, межремонтные сроки увеличиваются в несколько раз. Затраты на обеспечение текущего содержания пути многократно экономят расходы на проведение ремонтов пути.
Рихтовка пути — устранение отступлений в плане, устранение углов в плане, которые влияют на плавность хода подвижного состава.
Выправка пути — устранение отступлений в продольном профиле железнодорожного пути: устранение просадок, уровней и перекосов, которые влияют на плавность хода подвижного состава.
Утяжку стыковых зазоров можно разделить на два вида:
— Регулировка стыковых зазоров (производится без разрыва рельсовой колеи);
— Разгонка стыковых зазоров (производится с разрывом рельсовой колеи).
Работы по удалению грязи с рельсов и скреплений производятся монтерами пути не ниже третьего разряда. Работы производятся без закрытия движения, форма предупреждения — особая бдительность. Также данную работу могут выполнять обходчики путей. Особое внимание нужно уделять тем участкам пути, где имеется уклон и кривые.
Протяжка и смазка закладных, клеммных и стыковых болтов производится в обязательном порядке весной и на протяжении всего года в местах с выявленным ослабленным креплением. Производство работ по смазке и закреплению пути весной, обусловлено тем, что зимой этому не уделяется должного внимания, при выправке пути и появляются места с ослабленным креплением. В этих местах происходит угон пути и увеличение стыковых зазоров (летом появляются углы в плане).
Выплески пути образуются вследствие несвоевременной подбивки шпал и скопления под ними дождевой воды, не имеющей отвода. Свидетельством выплеска служит грязь, выплескивающаяся из-под шпал при проходе поезда по месту выплеска. Устранение выплеском происходит путем вырезки балласта в месте выплеска минимум на глубину 30 см, чем глубже будет произведена вырезка выплеска, тем больше вероятность, что выплеск не повторится.
Одиночная смена рельсов (ремонт рельсов) проводится по причине их негодности и наличия серьезных дефектов. Существуют десятки причин замены рельсов:
— Вертикальный износ.
— Боковой износ.
— Трещины (поперечные, наклонные, внутренние).
— Трещины от болтовых отверстий в шейке рельса.
— Трещины в подошве рельса.
— Отслоения, выкрашивания, смятия.
— Истирания, наплывы, коррозия металла.
— Механические повреждения рельсов в виде изгибов, пробуксовин, выкола подошвы и головки.
— Внутренние усталостные дефекты в металле рельса.
— Коррозия кромки подошвы рельса.
Одиночная замена металлических элементов стрелочных переводов проводится как по причине невозможности их дальнейшего использования, так и для предупреждения серьезных нарушений в работе стрелки. Иногда необходима полная смена стрелочного перевода.
Одиночная смена шпал и переводных брусьев производится в случае полного износа данных элементов пути и, во избежание аварийных ситуаций, должна проводиться своевременно, то есть сразу после обнаружения дефектов. Причины одиночной смены шпал следующими:
— Гнилость деревянных шпал.
— Изломы.
Одиночная смена деревянных шпал производится без остановки движения на участке. Замена на большом участке также может проводиться во время технологических окон, в несколько приемов, чтобы не вызывать сбоев в работе железной дороги.
В стыковом скреплении самое уязвимое место стыковой болт. Из-за динамических воздействий колесных пар состава и температурных напряжений часто происходят срезы как одного болта так и всех в данном стыке. При срезе одного болта скорость движения ограничивается до 25 км/ч, при срезе двух или более болтов движение поездов закрывается. Для снижения риска среза стыкового болта необходимо следить за величиной зазора в стыке. Оптимальная величина зазора в стыке 24-26 мм. Менее уязвимое место – накладка. Замена накладки происходит при обнаружении в ней трещины. Работы по смене накладки должны проводиться незамедлительно.
Железнодорожные тупиковые упоры устанавливают в окончании станционных путей и предохраняют вагоны от схода. Тупиковые упоры можно разделить на 2 вида:
— Усиленные. Упоры усиленного типа строят из железобетонных конструкций и деревянных шпал.
— Облегченные. Упоры облегченного типа из профилированных рельсов.